Служба школьной медиации - это служба образовательной организации, состоящая из работников данного учреждения, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.
Деятельность службы школьной медиации направлена на формирование безопасного пространства (среды) не только для детей, но и для взрослых, путем содействия воспитанию у них культуры конструктивного поведения в различных конфликтных ситуациях.
Медиация - это способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного участия в целях достижения ими взаимоприемлемого решения (Согласно Федеральному закону от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации))» .
Медиатор - независимое лицо или лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора. Медиация - это процедура, в ходе которой стороны конфликта пытаются найти общее, устраивающее всех, решение при помощи медиатора. Медиатор не принимает решения ни за какую сторону, он только организует процесс переговоров, в ходе которого стороны конфликта могут обсудить претензии друг к другу, обнаружить недостающую информацию, выработать список общих вопросов, подлежащих разрешению и договориться.
Медиатор при разрешении споров в своей работе опирается на следующие принципы:
- Нейтральность медиатора. Медиатор (посредник) не решает, кто прав, а кто виноват. Медиатор беспристрастен по отношению ко всем сторонам конфликта, не заинтересован в каком-то конкретном решении. Именно поэтому он не советует и не принимает решений за стороны, а стимулирует их самих к поиску взаимовыгодного выхода из ситуации. Задача медиатора состоит в том, чтобы организовать процесс эффективного обсуждения.
- Добровольность. Стороны добровольно принимают участие в процедуре медиации. Все участники переговоров (в том числе медиатор) могут выйти из процесса в любой момент. Технология предполагает, что всё происходит с согласия сторон, включая принятие решения, за реализацию которого они сами несут ответственность.
- Конфиденциальность. Медиатор не имеет права разглашать информацию, полученную в ходе медиации, без согласия сторон. Стороны также гарантируют нераспространение полученной информации в ходе разрешения конфликта.
- Равноправие. Каждый из участников имеет равное право высказываться, принимать участие в разработке, обсуждении и принятии конечного решения. Медиатор уделяет каждому равное количество времени и внимания.
Служба школьной медиации готова работать со всеми участниками образовательного учреждения и организовать медиацию между:
- Учениками.
- Учениками и родителями.
- Родителями.
Принципы организация работы службы медиации в школе
- Участие в медиации добровольно и анонимно, стороны могут дать согласие на разглашение факта их участия в медиации.
- Вся документация службы медиации конфиденциальна, доступ к журналу имеет только руководитель службы.
- В соглашении о примирении по желанию сторон может быть внесен пункт о сохранении конфиденциальности и санкциях за ее нарушение.
Важно, что не всегда для разрешения конфликта потребуется процедура медиации. В некоторых случаях будет достаточно консультации. Для этого в образовательном учреждении реализуется обучающая программа для детей, благодаря которой развиваются коммуникативные умения и умения разрешения конфликтов с помощью частичного применения технологии медиации. Для педагогов организуются семинары, тренинги для формирования вышеуказанной культуры конструктивного поведения в конфликтных ситуациях
Школьная служба медиации
Руководитель: Найдёнова Ирина Павловна, учитель старших классов.
Контакты: тел. 417-57-31.
Нормативные документы
- Локальные
- Приказ о создании школьной службы медиации;
- План работы школьной службы медиации на 2022-2023 учебный год;
- План мероприятий школьной службы медиации;
- Отчет о работе школьной службы медиации за 2021-2022 учебный год.
- Региональные
- О Плане мероприятий на 2016-2017 годы по реализации Стратегии действий в интересах детей в Санкт-Петербурге на 2012-2017 годы и Концепции семейной политики в Санкт-Петербурге на 2012-2022 годы (Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 16 февраля 2016 года N 7-рп).
- "О плане мероприятий на 2013-2015 годы по реализации Стратегии действий в интересах детей в Санкт-Петербурге на 2012-2017 годы и Концепции семейной политики в Санкт-Петербурге на 2012-2022 годы" (Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 25 декабря 2012 г. N 73-рп).
- "О Стратегии действий в интересах детей в Санкт-Петербурге на 2012-2017 годы" (Постановление Правительства Санкт-Петербурга от от 16 августа 2012 года N 864).
- "О Концепции семейной политики в Санкт-Петербурге на 2012-2022 годы" (Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 10 июля 2012 года N 695).
- Федеральные
- Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации (Распоряжение правительства РФ от 30.07.2014 г. № 1430-р).
- "О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации" (письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2013 года N ВК-844/07).
- Об утверждении плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы (Распоряжение правительства РФ от от 15 октября 2012 года N 1916-р).
- "Об утверждении программы подготовки медиаторов" (приказ Министерства образования и науки РФ от 14 февраля 2011 г. N 187).
- «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ с изменениями на 23.07.2013).
- Методические рекомендации КО по внедрению восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную работу образовательных организаций
Правовая основа организации служб школьной медиации
в образовательных организациях
- Конституция Российской Федерации (от 12.12.1993);
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Семейный кодекс Российской Федерации (Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ);
- «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ c изменениями на 28.11.2015);
- "Об образовании в Российской Федерации" (Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
- Конвенция о правах ребёнка (от 20.11.1989);
- Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов.