logo    Новая Неделя педагогического мастерства состоялась в школе в апреле. Теперь свои уроки открыли учителя – мастера педагогического труда.

        Первой дает открытый урок Жанна Васильевна Матросова. Особенность географии как предмета в том, что она одновременно представляет и естественные и общественные ветви знания, а кроме того, сближается с группой информационно-технических, прикладных наук.

 

     Эти особенности объясняют построение урока в 8-а классе. Кто знает, может быть, с урока географии начинается интерес к заповедным местам России и мира будущих географов и туристов.

        Благодатная тема — Байкал. Сложные понятия и термины. Большой объем материала. Трудно решаемые экологические проблемы. Жесткие требования ФГОС. Все было элегантно выстроено в единую композицию урока. Четко структурированный по содержанию и времени, урок одновременно был красивым, чрезвычайно интересным, воспитывающим. Ребята многое узнали об уникальном озере, познакомились с этимологией названия, вспомнили о поселениях декабристов (о которых только что спорили на истории), услышали легенду о своенравной дочке Байкала Ангаре, полюбовались красотой Байкала, запечатленной на видео. Разнообразие видов деятельности учеников на уроке не превратилось калейдоскоп приемов, которые демонстрирует учитель — была организована целенаправленная самостоятельная работа учащихся по добыванию знаний.

     Главная ценность урока — осознание уникальности Байкала как одного из семи чудес России, осмысление экологических проблем и ответственности каждого за сохранение природы и красоты.

       На каком языке вы умеете общаться? - На русском (или другом своем родном), - ответят все. - На языке жестов (взглядов, цветов), - скажут немногие. А на языке логарифмов сможете? Гости урока математики в 11 классе стали свидетелями того, как легко и свободно общалась Галина Владимировна Иванова со своими одиннадцатиклассниками, решая трудные логарифмические задания. Это, конечно, был урок мастера. Каждый ученик работал в своем, удобном для себя темпе, по своему образовательному маршруту.

    Школьная доска становилась полем для начертания знаков, доступных пониманию только посвященных. Компьютерная презентация к уроку была небольшая, но кого сегодня удивишь компьютером? А гости весь урок не переставали удивляться.  Как четко и внятно рассказала о свойствах логарифмов Алина Чалышева, как твердо Егор Судат отказался рисовать «картинки», отдав предпочтение решению задач, как вдохновенно и грациозно взмахивал у доски пресловутой тряпкой Аркадий Афян! А как переключалась сама Галина Владимировна с «базы» на «профиль» и обратно, как успевала подкинуть задания сильным, чтобы не скучали, и помочь тому, кто затруднялся с решением, — осталось тайной мастера. Мы знаем, что математика — это язык рассуждений и доказательств. Но не только о математических задачах рассуждали ребята — математики и технари ломали головы над тысячелетней мудростью Конфуция, и каждый выбирал для себя свой путь к знаниям.

        Все мы помним, что спросить способ решения задачи, объяснить непонятную теорему, легче у своего одноклассника, чем у учителя. А ученики любят выступать в роли учителей во время проведения дней дублера. Зато на уроках информатики в нашей школе ученики-учителя, ученики-консультанты – дело обычное. На информатике особенно ощутима разница в уровне знаний и умений ребят, ведь многие осваивают компьютерные технологии за пределами школы и школьной программы. Таким продвинутым ученикам и доверяет кураторство Наталья Леонидовна Кравченко. На открытом уроке информатике в 10 классе Владу Мамедову и Артему Белослудцеву было доверено не просто оценивать работу одноклассников, но и объяснять трудные вопросы, помогать, не подавляя, исправлять, не подсказывая. Такое делегирование учительских полномочий изменяет место и умножает возможности учителя на уроке, повышает роль обратной связи в процессе обучения,    развивает коммуникативные навыки учеников.

   Открытый урок позволил учителям по-новому взглянуть на ребят, которые, конечно же, волновались, осознавая ответственность за себя, за класс, за учителя. Волновалась и Наталья Леонидовна, что, впрочем,  не помешало ей быть артистичной и с вдохновением говорить о сухом и точном языке программирования. Ей блестяще удалась роль организатора учебного процесса: в активную познавательную деятельность были включены все ученики. А мажорный тон и щедрые похвалы за хорошо выполненную работу создавали благоприятный психологический климат урока.

      И снова — 11 класс. Обществознание. Тема - «Семейное право». Сидят по группам. На педагогическом языке это называется «урок в виде ролевой игры в малых группах со сменным составом». Каждый учитель знает, как непросто организовать вообще работу в группах. А уж группами в форме игры — это высший пилотаж! А уж играть с 11-классниками!!!

        Тем не менее хорошо знакомые нам ребята 11 класса предстали под другими фамилиями. Ирина Федоровна Кузнецова объединила ребят в группы-семьи. «Семьи» «Удальцовых», «Молодцовых», «Храбрецовых», «Мудрецовых» открывали свой бизнес — юридические консультации по вопросам семейного права. Для открытия семейной конторы необходимо получить сертификат, а сделать это было непросто.

            Играя, как будто шутя, вспоминали ребята теоретические вопросы,  определения и понятия, участвовали в блиц-опросе, решали затруднительные семейные ситуации. Может ли актер с интересной двойной фамилией, вступив в брак, присоединить к ней и фамилию жены? Общим или личным имуществом считается гонорар за книгу, написанную одним из супругов в период семейной жизни? Должна ли жена следовать за мужем, если ей хочется жить в другом городе? В выигрышном положении оказались те «семьи», члены которых собираются сдавать ЕГЭ по обществознанию: они готовятся к экзамену с опережением. Зато у них было дополнительное задание: составить сложный план изучения темы. На уроке было интересно всем — и ребятам, и гостям. А строгие и бесстрастные статьи закона смягчались поэтическими строчками Гимна семье Ильи Резника:

          Семья - любви великой царство,
          В ней, вера, праведность и сила,
          Семья - опора государства, 
          Страны моей, моей России…

           — Будьте  счастливы в семье! - заканчивает свой урок Ирина Федоровна.

      На этом уроке семиклассники делились опытом огородников и садоводов. Бродили по дорожкам Летнего сада в Петербурге. Ахали от разливающегося моря маков возле Тауэра в Лондоне.  Все это был урок литературы. Вместе с Галиной Борисовной Титовой 7-а читал рассказ Е.Носова. О чем? О маках. Почему их не любила сажать главная героиня. Еще о чем? О подвиге. Еще о чем? О памяти. Шел серьезный разговор о хрупкости красоты и яркости человеческой жизни, о том, как можно хранить память.

      А после звонка с урока учителя – гости урока – выходили из кабинета с заплаканными глазами, а на доске расцвела  куртинка ярко-красных маков.

Вверх