О пользе горячего питания школьника.

            Горячее питание в системе питания человека имеет крайне важное значение.

 

           Многолетний опыт наблюдений врачей и педагогов показал, что учащиеся, не потребляющие во время учебного дня горячую пищу быстрее утомляются, чаще жалуются на головные боли, на усталость, на боли в желудке, плохой привкус во рту, плохое настроение и пониженную работоспособность. 

           К тому же, согласно статистике, болезни желудка среди детей школьного возраста занимают второе место после заболеваний опорно –двигательного  аппарата. Словом, всё больше фактов говорит в пользу обязательного горячего  питания для всех школьников во время их пребывания в школе.  Горячее питание – это неоспоримо лучше,  чем  не качественная еда, а именно: чипсы, сухие бутерброды, кока-кола, всевозможные  сухарики.

«И кому же в ум пойдет

на желудок петь голодный!» (И.А. Крылов «Стрекоза и муравей»)

Освоение школьных программ требует от детей высокой умственной активности.  Маленький человек, приобщающийся к знаниям, не только выполняет тяжелый труд, но одновременно и растет, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание.

                     Современный школьник должен есть не менее четырех раз в день, причем на завтрак, обед и ужин непременно должно быть горячее блюдо. Для растущего организма обязательны молоко, творог, сыры и кисломолочные продукты - источники кальция и белка. Дефицит кальция и фосфора также помогут восполнить рыбные блюда. В качестве гарнира лучше использовать не картошку или макароны, а тушеные или вареные овощи (капусту, свеклу, лук, морковь, бобовые, чеснок и капусту). За день школьники должны выпивать не менее двух литров жидкости, но не газированной воды,  а фруктовых или овощных соков. Питание школьника должно быть сбалансированным. В меню школьника обязательно должны входить продукты, содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые аминокислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минералы и микроэлементы. Эти компоненты самостоятельно не синтезируются в организме, но необходимы для полноценного развития детского организма. Соотношение между  белками, жирами и углеводами должно быть 1:1:4.

Некогда древнегреческий философ Сократ дал человечеству совет:

„Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть“.

Никто ещё не оспорил Сократа, но и не следуют его кредо немногие.

Ведь еда —наслаждение: после хорошей трапезы мозг вырабатывает эндорфины — особые вещества, приносящие чувство покоя и повышающие  настроение. На страже здоровья, чтобы погоня за эндорфинами не нанесла вреда, стоит режим питания. Режим питания необходимо соблюдать всем: и взрослым и детям. Особенно это важно для  растущего детского организма.

                 Каждый ребёнок должен получать горячее питание. Разумный режим обеспечивает слаженную, без перебоев и перегрузок, работу желудочно-кишечного тракта, хорошее усвоение пищи и нормальное течение обмена  веществ, а в результате прекрасное самочувствие. Растущему организму требуется четырёхразовое питание.

Уважаемые родители! Будьте внимательны к здоровью своих детей.

«Школьное питание –это залог здоровья подрастающего поколения» . Горячее питание детей во время пребывания в школе является одним из  важных условий поддержания их здоровья и способности к эффективному  обучению. Полноценное и сбалансированное питание способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию детей и подростков, создаёт условия

 к их адаптации к современной жизни.

              Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений  и хронической патологии. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»  школа должным образом организует питание обучающихся :   

- выделено  специализированное помещение для питания детей;

- предусмотрен перерыв достаточной продолжительности;

Именно школьный возраст является тем периодом, когда происходит основное развитие ребенка и формируется образ жизни, включая тип питания. Организованное школьное питание регламентируется санитарными правилами и нормами, и  поэтому в значительной степени удовлетворяет принципам рационального питания.

           Основные проблемы питания школьников связаны с нарушением режима питания, злоупотреблением чипсами, фастфудами, сухариками, конфетами, шоколадом  и т.п. Обычно это связано с  недостаточной информированностью и/или попустительством со стороны родителей.

           Здоровое (рациональное) питание - одна из главных составляющих здорового образа жизни, один из основных факторов продления периода активной жизнедеятельности организма.

         Питание современного человека становится основным фактором риска развития многих заболеваний желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы, сердечно -сосудистой системы и онкологических процессов. В организме человека нет органа или системы,  нормальное функционирование и работоспособность которых  не зависели бы. от характера питания

Правильное питание играет огромную роль на каждом этапе развития организма.  Несмотря на то, что вопрос «питание» касается каждого человека несколько раз в день и оказывает систематическое влияние на состояние его здоровья, теме здорового рационального питания, культуре приема пищи  до сих пор еще не уделяется должного внимания.

Пропаганда здорового питания важна не  привлечением  родительских средств на питание, а тем, что привычки питания, полученные человеком в детстве, сохраняются им до старости. Формируются эти привычки в семье и системе организованного детского питания. Прямо повлиять на семейный уклад практически невозможно, поэтому школьная столовая– часто становится главным местом, где растущий человек приучается к здоровому питанию.

 Обеспечение школьников полноценным горячим питанием напрямую связано с сохранением здоровья населения. По определению Всемирной  организации здравоохранения:

«Здоровье –это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и социального благополучия».

    Обучение в школе вызывает немало затруднений в питании детей. Нередко утром они мало и неохотно едят, с трудом удается уговорить ребенка выпить хотя бы стакан молока. Часто приходится прилагать усилия, чтобы он ел спокойно, не торопясь. Ребенку, у которого из-за усталости после школы нет аппетита, до обеда необходим отдых.

      Совершенно недопустимы длительные перерывы в приеме пищи. Например,  если у школьника будет перерыв между обедом и ужином 6-7 часов, то через несколько недель у него начнется головокружение, появятся вялость, слабость, ему станет труднее учиться. Кроме того, после длительного перерыва ребенок, сильно проголодавшись и жадно набросившись на еду, плохо ее пережевывает. Большое количество пищи, проглоченное наспех, плохо переваривается и не принесет пользы .Могут возникнуть сильная резь в животе, тошнота и даже рвота,  а впоследствии - заболевания пищеварительной системы.

Чтобы избежать эти негативные последствия нерационального  питания в школе  для учащихся  организовано 2-разовое питание: завтрак и обед. Дети, проводящие в школе до 8 часов в день, должны получать в школе не менее 50 процентов суточного рациона. Необходимо, чтобы рацион питания для детей младшего школьного возраста содержал 2200-2700 ккал в сутки, для детей старшего возраста количество потребляемых калорий возрастает.

Следует, однако, помнить, что даже прекрасно организованное питание в школе только дополняет, а не заменяет правильно организованное питание ребенка в семье.